Небольшой
стартовый капитал, стабильный спрос и низкая конкуренция делают привлекательным
рынок вендинга для входа новых игроков даже в условиях кризиса.
Торговыми
автоматами с горячими и холодными напитками украинский не удивишь. В
докризисные времена этот бизнес приносил предпринимателям до 300%
рентабельности. Но как только дела в стране пошли под откос, доходы
автоматизированных продавцов "чая-кофе-капучино" стали падать.
"По итогам
2008 года реализация снизилась на 15%, в 2009-м ожидается снижение еще на
20-25%, - поделился прогнозом с" ВД "руководитель вендинговой
компании, пожелавший остаться неназванным. - В первую очередь это касается
автоматизированных торговцев в больших городах. Одни из них простаивают, не
справляясь с конкурентом за углом. Другие, расположенные в банках, агентствах
недвижимости, ипотечных агентствах, лишились части своих постоянных клиентов в
связи с кризисом. В регионах, наоборот, ниша стремительно растет. Например, в
2008 году в Западной Украине продажи выросли до 70% по сравнению с 2007-м
".
Кризис - не помеха
Тем не менее,
озвученные прогнозы - вовсе не повод вычеркнуть вендинговый бизнес из разряда
доходных. Ведь продажа напитков - лишь одна из его ниш, освоением которой не
так давно занялись украинские бизнесмены. В целом операторы рынка, считают, что
всеукраинский рынок торговых автоматов (ТА) еще далек от насыщения.
Так, по данным
компании "Волшебная шкатулка", он заполнен всего на 5%. Выход на
него, в зависимости от амбиций, обойдется на старте в $ 3-10 тыс. Важное
преимущество вендинг-торговли - возможность круглосуточной работы при 100%-м
уровне оплаты услуг со стороны клиентов.
"Аренда места
обойдется собственнику торгового автомата в $ 150-250 за 1 кв. М (до кризиса в
отдельных случаях сумма могла составлять до $ 500). Или в 15-20% от суммы
выручки, которую придется заплатить хозяевам помещения. Зато на рекламу -
никаких затрат: автоматы рекламируют себя сами, - объясняет Николай Чернявский,
начальник отдела продаж компании «Вендинг Украина". - Тем не менее
фирма-оператор должна активно продвигать свои услуги, а не саму машину. Ведь
будущие вендоры должны быть заинтересованы в популярности "железного
ящика".
Правда, в
вендинг-бизнесе есть и обратная сторона медали. Как любая машина, автомат
нуждается в обслуживании. Он не предупреждает о неполадках, а сразу ломается.
Чтобы владелец мог мгновенно реагировать на любую ситуацию, многие автоматы
оснащаются GSM-модулями (за отдельную плату - до $ 400) и могут по интернету
извещать своего владельца о ходе продаж, запасах товара или технических
неполадках.
Учитесь и
лечитесь, господа!
В прошлом году на
рынке дебютировали копировальные ТА и ТА по продаже бахил. "Сначала они не
могли найти своих операторов (во втором полугодии 2008 г. было продано всего
лишь пять ТА). Но уже в декабре купили 50 машин. Чтобы не сглазить, мы не
делаем прогнозов на 2009 год, - то ли шутя, то серьезно говорит Всеволод Бетин,
руководитель направлений "Копиркин" и "Бахилкин". - Продажи
должны взлететь, так как предлагаемые услуги всегда будут востребованы.
Правда, в связи с
тем, что большинство наших аппаратов устанавливаются в государственных
учреждениях, процесс продвижения замедляется. Владелец ТА должен получить
разрешение Фонда госимущества, а на это всегда уходит много времени. Наверное,
поэтому в небольших городах продажи на 30% больше, чем в миллионниках. Меньше
всего копировальных автоматов и автоматов с бахилами представлено в Киеве
".
Автомат-ксерокс
стоит около $ 3-4 тыс. Себестоимость одной копии в кризис (нестабильный курс
отражается на цене расходных материалов) составляет 0,13-0,16 грн. А цену на
услугу владелец регулирует сам в диапазоне от 0,2 до 6 грн. за страницу. Это
дает возможность увязывать ее с уровнем доходов жителей того или иного
населенного пункта. Переменные затрат состоят из покупки бумаги (пачка на 500
листов - 20 грн.), Тонер-картриджи (550 грн.) И принт-картриджей (480 грн.).
Стоимость
автомата, торгующего бахилами, - $ 1290. "Он в три раза дешевле, чем"
Копиркин ", но у него узкий диапазон торговых точек: лечебные заведения и
музеи. Это его и плюс, и минус, - объясняет Всеволод Бетин. - Плюс - не надо
мудрствовать над местом установки, минус - количество точек ограничено. Исходя
из российского опыта, можно сказать, что в больших городах автомат с бахилами
окупается за два месяца. В Украине этот срок, скорее всего, составит примерно
полгода ".
На любой вкус и
цвет
"Последователями
кофе-автоматов станут снэк-машины, в ассортименте которых будут не только
шоколадки, но и бутерброды, фрукты, - считает Николай Чернявский. - Чем больше
товаров предлагает аппарат, тем выше будет доход. Но при этом возрастают и расходы
на покупку самого автомата - $ 4-7 тыс. Срок окупаемости - от семи месяцев.
Безусловно, одним из самых перспективных мест для установки снэк-машин являются
учебные заведения и государственные структуры с большим количеством
посетителей. В Украине пока не ведется массовая установка автоматов в учебных
заведениях н 'связи со сложностью получения специальных разрешений.
Поэтому
перспективными торговыми точками считаются места с высокой проходимостью
(несколько тысяч человек в день) и отсутствием других торговых объектов. Также
немаловажный аспект - минимальные удобства для потребления приобретенных
продуктов.
Участники рынка
делают ставку и на платежные терминалы. "Прогнозы участников вендингового
рынка о стремительном росте сегмента платежных терминалов более чем
оправдались, - говорит Алексей Мерзляков, директор" Украинской сети
платежных терминалов. - Их количество увеличилось за последний год в полтора
раза. При этом объем продаж достиг $ 6,8 млн. Но из-за кризиса темп роста
количества операторов замедлился, так как большинство участников покупали ТА в
кредит ". Стоит платежный автомат около 3,5-5 тыс.. Доходность такого
автомата составляет около 3 - 4 % от оборота, поэтому при больших объемах
(порядка 50-60 тыс. грн. в месяц) операций такая техника может быть достаточно
прибыльной.
Основная задача
операторов рынка платежных терминалов объяснить клиентам, что с помощью
автоматов можно оплачивать не только мобильную связь, интернет и кабельное
телевидение. Мол, раз уж умеешь пользоваться платежным терминалом, то можно без
очередей оплатить также счета за коммунальные услуги и стационарный телефон (на
данный момент доход от двух последних видов платежей составляет 5-10%).
В этом вопросе
операторы полагаются на производителей автоматов, которые должны упростить
механизм использования. При этом в своих прогнозах игроки ссылаются на опыт
России, где в одном месте может размещаться до пяти терминалов. Причем все
окупаются.
Перспективной
видится ниша массажных автоматов ($ 1,9-2 тыс.), а также ТА по продаже дисков. Для
Украинской массажный ТА - новинка, поэтому предприниматели предлагают пробный
сеанс бесплатно. Данная услуга наиболее развита на юге Украины. В среднем
количество посадок на кресло колеблется от 3 до 15 сут. При цене услуги 20 грн.
за 10 минут массажа выручка с одного кресла составит 1,8-9 тыс. грн. в месяц.
"Чтобы
сэкономить, для начала можно купить б / у ТА. Такое оборудование дешевле на
25-50%. Но от этого страдают производители: количество их продаж за последний
квартал 2008 года упало на 10-20%. Также автомат можно взять в аренду, но с
2009 года эту услугу найти сложно, - объясняет Алексей Лев, директор компании
"Волшебный сундук". - Дело в том, что с повышением процентов за
кредит покупка ТА обходится намного дороже. Соответственно, для того чтобы
получить доход, автомат нужно сдавать в аренду не за 700-1400 грн. в месяц, а
не менее чем за 2 тыс. грн. ".
Кстати,
потенциальным вендинг-бизнесменам предлагают покупать не только проверенные
автоматы, но и создавать собственные. Имея идею любого вендингового устройства,
можно обратиться к технологам-разработчикам, которые просчитают, насколько
задумка может быть воплощена в жизнь, и в случае чего - сконструируют аппарат.
0 коммент.:
Отправить комментарий